company logo

Остров безопасности

Скоро в школу Признаки нарушения адаптации (привыкания к школьной жизни) МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Воскресенье, 26 Мая 2013 14:14

Признаки нарушения адаптации (привыкания к школьной жизни) МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

  Гипердинамический синдром - невнимательность, непоседливость, недисциплинированность (если это не было свойственно ребенку ранее).

  •   У отдельных детей могут фиксироваться реакции активного протеста, повышенной аффективной возбудимости. Родителям жалуются на проявления агрессивности, драчливости, речевого негативизма. При этом обычно не помогают никакие самые строгие увещевания, запреты, наказания.
  •   В отдельных случаях возникают ситуации, когда конфликт приводит к тому, что у ребенка возникает "эмоционально-сенсорный стопор", непонимание обращенной к нему речи. Он вообще может перестать говорить.
  •   У вполне благополучных в дошкольном детстве девочек, в виду неуспешного начала занятий в школе, возникает плаксивость, не свойственная им прежде вялость, пассивность, безразличие к окружающему. Ребенок с ранимой нервной системой может вообще перестать разговаривать с одноклассниками в классе, отказывается отвечать у доски.
  •   У трудно адаптирующихся детей могут возникать или возобновляться вредные привычки: кусание ногтей, сосание пальца, выщипывание бровей, онанизм. Это сигналы неблагополучия, свидетельствующие о проблемах, тяжелом протекании и затягивании периода адаптации.
  •  Дети болеют, теряют вес, снижается аппетит, пропадает и нарушается сон, возникают головные боли.
  •   Возникают нарушения в привычном характере поведения, настроения: отмечается агрессивность или вялость, замкнутость или повышенная возбудимость.
  •   Снижается или вовсе пропадает желание учиться, ходить в школу.
  •   Появляются страхи, развивается невроз.
  •   Алексия - не может читать, аграфия - не может писать, акалькулия - не может считать, афазия - не может говорить, что уже свидетельствует об очаговых поражениях головного мозга.
    Чем опасно затягивание сроков адаптации и отсутствие компетентной, адресной, последовательной и конкретной помощи и поддержки со стороны родителей и педагогов в этот период?
    * Ребенок с трудом и без удовольствия овладевает программой начальной школы, оценивается как неуспевающий.
    * Возникает стойкое негативное самооценивание, которое нередко камуфлируется под цинизм, деструктивные формы поведения и взаимоотношений.
    * Возникают неврозы, психические отклонения.
  • Советы психолога родителям

    •   Главный совет: будьте внимательны к ребенку, любите его, но не "привязывайте" к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
    •   Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.
    •   Только при участии и поддержке любящих и понимающих родителей ребенок почувствует себя в безопасности, почувствует уверенность в себе, в своих силах и возможностях.
    •   Родителям следует внимательно наблюдать за адаптацией своего ребенка к школе, оценивать его каждодневное настроение и поведение. Надо уметь подмечать прогресс в усвоении новых знаний, выделять проблемные стороны, искать возможности их преодоления.
    •   Хорошо, если мама понимает проблемы своего ребенка, знает об основных школьных требованиях, может стимулировать учебу и поддерживать ребенка, умеет регулировать его поведение. Такая мама может существенным образом повлиять на процесс адаптации, способствовать снятию кризисных явлений, развитию необходимых школьных навыков.
    •   Отец тоже может помочь ребенку. Спокойно, уверенно и постепенно он может научить ребенка не пасовать перед трудностями, разбираться в сложных ситуациях, разрешать противоречия, ладить с детьми, держать себя в руках, успешно учиться.
    •   Залог успеха - доброжелательные и открытые отношения в семье.
    •   Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и еще не привела к негативным последствиям.
    •   Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости (с помощью психолога или специальных тестов для родителей).
    •   Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
    •   Поощряйте общение со сверстниками.
    •   Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
    •   Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
    •   Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.
    •   Реально оцените возможности ребенка (при среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой, не стоит параллельно со школой водить в секции, кружки - повремените хотя бы полгода).
    •   Постепенно, спокойно и доброжелательно, научите ребенка оценивать себя адекватно, учиться самостоятельно. При этом его не следует торопить, перегружать различными заданиями и замечаниями.
    •   Ребенка нельзя подавлять и запугивать. Не поможет и негативное оценивание его поведения, высмеивание ошибок. Раздражительность и наказания не только не приводят к успеху, но и неправомерны.
    •   Плохими помощниками в решении проблем переходного периода станут также потакание и излишнее внимание к проявлениям слабости, к неуверенности ребенка в своих возможностях, вялости и плаксивости или, напротив, агрессивности, деструктивного поведения.
    •   В дошкольном детстве родители или педагоги могли и не обратить внимания на то, что у ребенка имеются нарушения слуха. Он мог каким-то образом научиться избегать ситуаций в речи, в которых бы связанное с ним развитие слуховых восприятий было достаточно выражено. Вместе с тем, ошибки, отмечаемые при чтении или письме (к примеру, замена звуков, искажение звуко-слоговой структуры слова, неточно употребляемые слова, искажение лексико-грамматической стороны речи) могут быть связаны именно с нарушениями слуха. В силу этого, ребенок не сможет избежать ошибок, что повлияет на его успешность в овладении системой гуманитарных знаний, лингвистически опосредованных сферах деятельности.
    •   Нередко в проблемах с задачами и упражнениями по грамматике или математике виновато плохое зрение.
    •   В начальной школе следует внимательнее отнестись к леворуким детям, детям, у которых ведущая рука (нога, ухо, глаз) еще не определились. Они часто ошибаются при выполнении заданий, связанных с ориентировкой во времени и пространстве или когда учатся читать и писать. При наличии стойких специфических ошибок, которые не связаны с нарушением интеллектуального развития, слуха и зрения, или нерегулярностью школьного обучения, следует подумать, не является ли ваш ребенок явным или "скрытым" левшой.
      Разобраться в ходе школьной адаптации, профессионально помочь в преодолении трудностей, специфических ошибок в усвоении учебной программы, вам помогут логопеды, психологи, медики. К ним следует обратиться за несколько лет до школы или же в первые месяцы обучения в первом классе. Конечно, в случае серьезных школьных проблем ребенку лучше находиться под наблюдением специалистов все время обучения в начальной школе.

    Кто на сайте

    Сейчас 45 гостей онлайн

    Самое читаемое


    Создано при поддержке RU-Center

     

    МБДОУ №43 г.Ижевска находится по адресу :

    Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Степная, 43